|
Книга
посвящена настоящим и будущим единомышленникам, 37-летию начала правозащитной переписки Маленкова С.К. с органами власти, 26-летию дипломной работы Маленкова С. К. по новым технологиям с элементами безработицы в СССР при
сохранении среднегодового заработка увольняемым, 31-й годовщине жизни и работы Маленкова С. К. в Москве, 25-летию армейских подвигов Маленкова С.К. И другим непризнанным страной Подвигам, замечательным событиям из жизни Маленкова С.К. |
|||
3-е издание, иллюстрированное \ к живой книге 3 изд.\ |
"В
жизни всегда есть место подвигу" Н. Островский |
|||
Часть 1 1.
Вступление. 2.1. Практика
и потребности практики 2.2. Из
истории Первой Практики 2.3. Знания из
отходов |
Уникум, мечтавший о
Безработице |
|||
Часть 2 5. Тайна. 6. Опора души. 6.1.
Корни "фамильного дерева". Семья деда и прадеда 6.2.
"Советский уклад" и "советская семья" 6.3.
Боец и отец 6.4.
Явление Уникума 6.5. Убийственная
награда и лечение ложью 6.6.
Отсроченные и узаконенные мытарства 6.7. Спланируй свою Голгофу, но вознесись 6.8.
Примерка крыльев 6.10. Бабуля 6.11. Новая точка отсчёта 6.12. Первые преступления ради успеха 6.13. Борьба с "работой на выброс" 6.14. Новое в диалогах с властью 6.15. Практика для внедрения невозможного 6.16. Шерше
ля фам |
Часть 3 9.1 Непростой выбор 9.2. Роковой
бой 9.3. Целое и часть? 9.4.
Самостоятельность не должна быть одиночеством 9.5.
Хобби – не помеха 9.7.
От новаций учителя – к новациям своим 9.8. Достижения
"трудового фронта" Часть 4 10. Предмет вне формальных аттестаций. 11. Защита по... 13. Выводы для… |
|||
|
Прочтя
одно только заглавие, читатель может отбросить книгу. Бред! Разве может
нормальный Человек мечтать о безработице? Конечно, и радио, и телевидение десятилетиями дают
одно и тоже устрашающее описание массовых увольнений при внедрении новой
техники, зрелище толпы выброшенных на улицу с разорённых предприятий, очереди
ищущих работу у бирж труда. Голодные глаза детей, отчаявшиеся матери,
озлобленные отцы. Поколения преступников, узнавшие нравы тюрьмы после первой
украденной с голода булки. И это на - фоне блеска мира немногих и богатых.
Сорящие деньгами "хозяева жизни"… Нет,
не своим голодающим согражданам они швыряют деньги, забыв, что "если причина нищеты не в природе, а в нас самих, то
велик наш грех".[1] Разве есть те, кто это не
знает? Разве есть те, кто безработицу хочет, желает для себя? Читателю
просто не рассказывали о проектах "Сытый Безработный"[2]. А есть и такие? Есть! Какой
сумасшедший мог это придумать? Кому нужен сытый бездельник? Что он делает, он
ведь опасен, ибо будет грабить, не желая работать совсем?! Этим
часто запугивают обывателей. Но государство – регулятор стимулов и
ограничений поведения. Вглядись, что стимулируют законы, и что стимулирует
фактическое поведение чиновников, – и ты оценишь это конкретное государство. А
зачем нормальному человеку красть и грабить, если у него всё есть? Зачем
принуждать к преступлению ради выживания? Почему принуждение голодом и нищетой
не считается преступлением в обществах, кичащихся свободой и
демократичностью? Всё
это было бы поводом для размышлений философа. Но наш герой – ещё и
"технарь". Приземлённый практик. Но не настолько приземлённый,
чтобы отметать эти вопросы. Однако настолько практик, чтобы говорить о столь
серьёзном не только по-философски. Жизнь
потребовала от него решений в условиях риска для него самого. Он нашёл эти
решения. Но он дал эти решения обществу, способному расправиться с человеком за
одну только идею. И
отстоял идею. Затем
- другую. Ещё смелей, ещё... И,
наконец, идею в альтернативу основ политики страны![3] Встал с нею, как на
кромке скалы перед ножом бульдозера. Уговоры и угрожающие намёки… Не 37-й
год, но решения пока опять не за тобой… Тут я опишу один из самых ярких из первых проектов
и отчаянный бой за него. Он не отрёкся. "И всё-таки она вертится!"
И… И Общество вынуждено было оценить идею и целый
проект на "пять". "Общество"
всегда в конкретных лицах, решения которых от лица общества всё общество чаще
всего никогда и не могло знать. И вот я взялся описать, что из этой скрытой
от Вас истории потом вышло… Берясь
за рассказ о Человеке, просматривая узловые события его судьбы, я первыми
решил выделить события, близкие к возрасту становления зрелости. На детской
его фотографии – внимательный взгляд маленького мудреца. Палитра событий его
последующей жизни притягивает взор. Каждая сценка-мазок подтверждает общую
картину. Гражданская зрелость проявилась россыпью самородков. Первые из них
надёжно легли в фундамент красивого здания жизни. Но эти отдельные ранние
кирпичики будут понятнее, если взглянем с некоторых начальных высот этого
здания молодой яркой жизни. 2.1. Практика и потребности
практики Шёл
1973 год. Предпоследний студенческий год. Ни один год из студенческих лет
Семёна не прошёл размеренно, гладко, скучно. О каждом можно оставить десятки
повестей и рассказов. Всё могло быть "как у всех". А выходило
"со своей изюминой". Но что могло быть в жизни весьма молодого
человека "такое"… "Такое"
и в весёлых компаниях студентов могло вызвать робкий шепот, жест
"буравчика у виска", фразу типа "ай, Моська…"[4]. Родители друзей (или
сами друзья) делали, видимо, быстрые выводы. Вокруг виновника такой ситуации
иногда вспыхивало облачко сдержанных отношений и вакуума. Как над крылом
самолёта в "закритическом" режиме "угла атаки"[5] в сырую погоду вспыхивает
облачко тумана, так в определённых критических ситуациях выделяются человеческие
отношения и судьбы. Было, как сказано много позже в известном фильме, —
"вам и не снилось". Однако симпатии молодости сильней боязни
чудачеств, все пять лет ВУЗовской жизни Семёна
выбирали бессменным профоргом группы 3П-57, считали лидером с комплексом
привлекательных особенностей… 1973-й
год, предпоследний год учёбы. Практика[6] на крупном, лучшем
приборном авиазаводе столицы. 1-ый МПЗ. Мэтр московского авиаприборостроения.
Роскошные условия. Хорошая практика – добрый знак к хорошему
"распределению"[7] студента. Мало
кому в голову взбредёт узнавать на "практике"[8] больше, чем тебе
"задают" и дают, или узнавать там, куда тебя не зовут.[9] При желании, а желание
было огромно, можно было попасть в любой цех[10], увидеть и потрогать
образцы техники и изделий, увидеть живое производство, вникнуть в
"трудовые отношения". лишь древо жизни вечно зеленеет[11] Вот он – конец теорий. Вот она – реальная жизнь реальной промышленности. Но
не так прост производственный процесс. Куда нельзя, туда нельзя. Есть цеха
"спец. допуска". Студенту, думающему, защищаться с
"отличием" или нет, было вполне понятно, что до "отличия"
в знаниях бесконечно далеко, пока "нельзя" узнать лучшую технику,
лучшую технологию[12]. Всё
ныне передовое оказывается в учебниках через 5-15 лет, когда оно устарело.
Учебник – это мемуары об ушедшем производстве, образец для осмысления. Живое
осмысление может быть только в последних теоретических трудах и в живом
производстве. Бог весть, куда распределят, в чьи руки попадёшь. Можно это
лучшее и передовое не увидеть никогда. Как БЫТЬ? КАК быть? Гамлетовский
вопрос для будущего авиаконструктора. Правда, на заводе была "помойка". Место
чудесное и романтичное[13]. Это студенту было
известно, когда он ещё в 68 году после школы работал токарем. Романтичная Помойка? Ну, да! Есть и менее режущее
слух её название – "техническая свалка", свалка отходов и
бракованных изделий. Именно сюда прийти надо, чтобы побывать сразу во всех
цехах. Возьми
в руки бракованное "нечто", представь участок и станок, родившие
его[14], угадай место и причину
брака.[15] Вот это практика![16] Ведь это не просто
железки, а узлы приборов. А угадать назначение узла и
его "родное" изделие – высший пилотаж! 2.2. Из истории Первой Практики В
68-м году, придя учеником токаря на ремонтно-механический завод (РМЗ)
Новомосковского химкомбината, Семён и трое его друзей – Авдохин,
Абрамин и Чурилов, через полгода уже получили
каждый по 3-му разряду токаря, когда большинству в их "ученическом
выпуске" присваивали только начальный, первый. Это был год везения на
новых учителей. Всех учеников собрали в один необычный
"ученический" цех РМЗ. Начальник[17] и мастер[18] цеха оказались фанатами своего
любимого дела. До обеда – теория, после обеда – к станку. За каждым видом
станка – одна неделя. Почувствовать его особенности и норов[19] – достаточно. Уже через
тройку месяцев портрет успешных учеников Маленкова и Авдохина
у осваиваемого очередного станка напечатала заводская многотиражка.[20] Зарождалась гордость, что много
"настоящего" теперь можешь сделать сам, и даже домашние мелочи -
ручки для шкафа, гантели… Валера Чурилов решил сам сделать штангу… Оказалось, что не можешь… Завод не мог тебе продать
обрезок металла, ты не можешь оформить заказ, чтобы сам его и выполнить.
Никто при этом даже в шутку не произносил, что он совладелец страны (по
Конституции)! Да и Библии Страны – её Конституции – не было в каждом доме! Индивидуальный
заказ от населения промышленными предприятиями вообще не принимается. В
"бытовых" – не выполняют токарных и многих иных нужных работ… Идти
в магазин за тем, что можешь сделать сам, дешевле и лучше? Или делать
крадучись и воровать обрезки из бака с отходами? Чушь! Зачем нормального
человека принуждают красть? Этот
вопрос, возникший ещё в школе, он будет задавать потом ещё почти 20 лет, пока
в конце 80-х не создаст свой кооператив, закажет по своим чертежам в МПКБ
"Восход" "вороток" для нарезки труб и набор штуцеров.
Цену ему на производство тех воротков насчитали идиотскую, легче купить домой
станок. Но времена наступят другие, и уже будет разрешено и заказать заводу
по своему чертежу, и купить свой станок! Сами-то времена не меняются, нужны
меняющие их люди. А
пока – вопросы, Перечень Проблем, проекты решений, отсылаемые
"властям". И
упорная и непрерывная учёба. Кумиром
их тогда был читавший им лекции главный технолог РМЗ, который по разлому
детали определял сплав материала. И мастер цеха, тоже Кузьмич, учивший
определять металл по искре с наждачного круга. Чирк, — и сказал марку стали!
Без клейма и лабораторий! С
64 по 74 годы жизнь дала встречи с людьми необыкновенными. Вот и сейчас.
Каждый серьёзный заказ на РМЗ токарь делал только раз в жизни. Ремонт такого
образца химического оборудования - уникален, за его практику мог не
повториться. Каждый рабочий становился не только универсалом, а часто –
уникумом. Профорг первого цеха, например, хоть и был "освобождённым"[21], при болезни любого рабочего
становился за его станок (токарный, фрезерный, строгальный – любой!) и
отлично, к сроку выполнял заказ. Общее дело ведь не ждёт… Вот были люди!
Достойно ли их ценили? Да,
на РМЗ тоже была свалка, конечно. И поначалу она была интересна. Но она была
намного бедней интересными экземплярами, чем свалка МПЗ. И её Семён изучал
глазами будущего токаря, а не будущего инженера. Значит, много не видел. Вот
и эта "свалка" отходов неожиданно обрела особое значение, давала
свои уроки. Если в "многооперационной цепочке" вышел брак, значит,
предыдущая хорошая работа многих – на смарку, особо
надо вникнуть в причину, свести в будущем её к нулю. Здесь,
в Москве, на МПЗ, образчики валялись изящнее, чем на свалке Новомосковского
РМЗ. Свалка – прекрасный класс. А вот встреча на свалке 1-го МПЗ с охранником
или работником "1-го отдела" могла "стоить конца" неначавшейся карьеры. Знать или не знать? Быть или не
быть настоящим специалистом, если ты всю пока недолгую жизнь мечтал строить,
чтобы летать? Как реализовать задуманное, мечту? Эти вопросы казались
посложней простого гамлетовского "быть или не быть?". Хотя свалка и послужила хорошей школой студенту,
но всё же перед защитой дипломного проекта главному инженеру и "1-му
отделу" МПЗ были поданы студентом Маленковым "служебные
записки" об изменении места и способов утилизации отходов. Ведь на эту
свалку "открыто попадали" образцы из "закрытых", в том
числе и сборочных цехов, становясь доступными всем. Эти образцы он вынес с
МПЗ (как вынес бы и самый неопытный шпион), и даже показывал потом своим
студентам-практикантам. Служебной
записке студента на МПЗ не придали должного официального значения.[22] Это тоже - брак, - брак
управления (цехом, страной)... Но… Но
это "не сказка, а присказка". "Сказка" – впереди. И
очень недалеко было до более значительного события. Следующая и последняя
практика – дипломная. И там же. Совпадение. Везение. Но это скоро показалось
последним везением. |
К продолжению повести \ живая книга 3 изд.\ к первой неиллюстрированой версии
ã Фонд
гражданских инициатив, МО МОИП, 2000-2021
ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов
ã Гражданская
инициатива Ò, е-журнал МО МОИП, 1998-2021
\ контакты \ дружеские сайты \
Здесь Вы можете выбрать код наших баннеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на
Ваш сайт
Обновление:
01-03-2021fog
[1]
Чарльз Дарвин
[2] Автор этих проектов на самом деле
воспел не безделие, а освобождение от труда рабского и
нетворческого. Не желавшие это услышать приписывали проекту
возможность создания толп
бездельников за счёт трудящихся.
[3]
Таких идей было 2 (а всего тысячи, которые начали сводить в Тематический перечень идей
-
практическая
реализация равного совладения страной (описана в публикации о Приватизации
в книге “Дума о Думе“ и
-
практическая
реализация народовластия (осуществлённая и описанная в публикации о
самоуправлении в книге “Выборы и избранники“.
[4]
И. А. Крылов. Басня “Слон и Моська". (Ай, Моська! Знать она сильна, коль
лает на слона!).
Слоном для всех была – власть и
создавшая её Партия.
[5] Авиационные термины. “Угол атаки“ влияет не только на “подъёмную силу“ крыла изменением
давления под и над крылом. При определённых
температуре и влажности изменение
давления
ведёт в выпадению росы (тумана).
[6]
Месяц занятий в цеховых условиях с отчётным проектом по окончании. Практически,
то есть
своими руками, студенты ничего не
делали. Только наблюдали и изучали документы. В этом
плане год обучения и работы токарем РМЗ
Новомосковского химкомбината дал Семёну знаний
больше. Тут уже шло доизучение и
сравнение производств.
[7] Выпускника обязывали отработать
несколько лет по месту направления. Это становилось и
закреплением специалиста, т.к. уйти и начать карьеру
сначала решались не многие.
[8] Вопреки
предложениям и просьбам Маленкова С.К., практикант не выполняет реальных заданий
в реальной должности, не чувствует трудности и
ответственности работ. Он наблюдатель,
работа
которого не известна и безразлична цеху, как и оценка такой работы.
Дипломированный
“специалист“ после таких “практик“ к самостоятельным работам не готов. И
много лет выглядит
стажёром
в продолжающемся обучении. См. “Дипломную работу выпускника РМАТ Маленкова
С.К.“ (декабрь 2000 г.), ставшую
официальной оценкой его предложений 70-х годов, его статью
[9] Ограничением осведомлённости работающих
занималась служба безопасности (“первые
отделы“), которая брала соответствующие обязательства-подписки
с каждого работника.
[10] Потому что работников “первого
отдела“
было мало, они заняты преимущественно
документацией, а не прямым надзором. А давшие подписку
администраторы и работники цехов
весьма недобросовестны к своим обязательствам, к охране
интересного для разведок и
диверсантов.
[11]
И.В. Гёте, “Фауст”, ч.1, сц.4. Поэтический
перевод фразы “Серы, мой друг, все теории и
зелено жизни золотое дерево”.
[12] “Закрытые“ производства потому и закрытые, а
дипломный проект – вариант публикации
описываемых в нём производств, т.е. открытых для
обнародования.
[13] Одна
из технологий шпионажа – суждение о производстве по его отходам, которые иногда
имеют и
образцы изделий, а не только стружки.
Инженер может тут узнать не меньше шпиона. Главное, чтобы
тебя не спутали…
[14] Маленков
С.К. предлагал в 71-73 годах создать на своей кафедре авиаприборов в МАТИ
экспресс-
тренаж – устное создание технологии
изготовления предложенного образца по предложенному
списку станков и оснастки цеха. Спустя
почти 30 лет такой практикум пока не создан. Теперь такой
тренаж целесообразно создавать с
помощью ЭВМ-технологий, использовать для проведения зачётов
и экзаменов.
[15] Маленков
С.К. предлагал в 71-73 годах создать на своей кафедре авиаприборов в МАТИ
экспресс-
тренаж – по чертежу назвать возможные
виды установок и обработки детали, назвать недопустимые
установки и последовательности
обработки, приводящие к возможному или
верному браку. Теперь
такой тренаж целесообразно создавать с
помощью ЭВМ-технологий, использовать для проведения
зачётов и экзаменов.
[16] Маленков
С.К. предлагал в 71-73 годах создать на своей кафедре авиаприборов в МАТИ
выставку
образцов технологического брака (в
дополнение к небольшой тогда выставке изделий, используемых
в лабораторных работах), создать
энциклопедию типового брака (причин и способов его избежать).
В 1991 году он предложил создать
электронный учебник с изображениями образцов технологического
брака, выпустить электронные пособия и энциклопедии для
специалистов и студентов.
[17] Леонов Василий Фёдорович
[18] Сбитбнев
Фёдор Кузьмич
[19] У станков одной модели есть разница в
тонкостях поведения, как в автомобилях.
[20] Репортёр грубо обработал материал заданного
объёма, так и не поняв, что наткнулся на
“фонтан идей“ в
рабочей спецовке и любимой роли легко обучаемого и хорошо учащегося.
[21]
"Освобождённый" работник на выборной общественной должности мог
получать оклад
(тарифную
плату) по профессиональному разряду и премию, выполняя только обязанности
своей
выборной должности. Т.е. он не был заинтересован работать ещё по своей основной
или
иной
специальности, "подрабатывать".
[22] Как заявление сотрудника завода –
заявление неработающего зарегистрировать не могли. Как
заявление "со стороны" по вопросам "режима
секретности" – рассматривать было бы совсем
"дико".